Переход границы Турции и Сирии в Баб аль-Хауа | 2009 сентябрь

Во время подготовки к поездке в Турцию и Сирию, мы через Интернет выбрали компанию Hatay Gunsas, на автобусе которой планировали пересечь границу на погранпереходе Баб аль-Хауа. Но как только приехали из Анталии на автовокзал Хатая (Антакьи), то к нам подбежал мужичок (хелпер), который сходу предложил добраться в Сурию (именно через «У» турки называют Сирию) с помощью его компании. Удивительно, но у него не было сомнений, что мы едем дальше на юг, а не планируем, например, на несколько дней остаться в древнем Хатае.

На автовокзале у менял можно было купить сирийские фунты по хорошему курсу, но мы воспользовались их услугами лишь на обратном пути, обменяв остаток сирийской валюты на турецкие лиры.

Полезные ссылки:
Достопримечательности Анталии и Турции >>>
Достопримечательности Дамаска, Алеппо и Сирии >>>
Ранее в поездке:
Анталия. Старый город Калеичи >>>
Далее в поездке:
Алеппо: цитадель и рынок >>>

В тоге нам не удалось «отцепить» мужичка, и он привел нас на стойку компании Jet, автобус которой уже через 20 минут должен был отправиться в Алеппо. Наши загранпаспорта и 20 турецких лир за два билета перекочевали в руки сотрудников компании. Мы очень не хотели расставаться с документами, но возражения ни к чему не привели, и нас заверили, что документы в целости и сохранности, вместе с билетами, будут переданы стюарду автобуса.

Кстати, из Анталии в одном автобусе с нами ехала пара американцев, конечной целью которых был Бейрут. Она — 100%-я американка, он — американец арабского происхождения. Хелперы хотели отправить их в Алеппо вместе с нами на автобусе, но мужчина категорически отказывался от этого варианта. Он говорил, что американцев на границе ждут неприятности и длительная задержка. Поэтому не хочет подводить всех, кто поедет в автобусе, и выбирает такси. По его словам если почти все иностранцы проходят таможню за 30-40 минут, то граждан США оформляют до 5 часов со строгой проверкой документов, запросами в Дамаск и тому подобными прелестями.

Воспользовавшись тем, что появилось несколько минут на отдых, мы решили привести себя в порядок после продолжительного ночного переезда — посетить «комнаты для мальчиков и девочек». На выходе из туалета, я услышал: «Мистер, эй, мистер!». Решив, что сейчас будут впаривать бананы или билеты — «отморозился». Но окрики не прекращались и спустя несколько секунд кто-то дернул меня за рукав. Тот самый хелпер встревоженно показывал за окна вокзала и тараторил: «Мистер, автобус уже отправляется… поторопитесь!». Желтый «Мерседес» с нашими паспортами уже отчалил от платформы, я не на шутку встревожился, позвал супругу, и мы побежали догонять автобус.

Запрыгнув в него практически на ходу, мы обнаружили, что в Сирию, кроме нас, едут двое немцев, девушка из Новой Зеландии, молодая пара из Словении и человек 15 неопознанной национальности — молодые парни 14-17 лет в сопровождении взрослой женщины. Они говорили на непонятном языке, но при переходе турецкой границы оказалось, что у них паспорта граждан России, а сами они — дагестанцы (то ли паломники, то ли спортсмены).

На весь автобус не было ни одного сирийца или турка, но вот при пересечении границы пара местных жителей просочилась в автобус. Как только мы прошли контроль с турецкой стороны, за автобусом погнались мужики с пакетами из магазина «Дьюти фри». Их подобрали и довезли до сирийской границы — там они вышли из автобуса. Может так проще отмазываться от погранцов (мол, я еду в автобусе), а может им лень было идти пешком, так как между турецким и сирийским постами достаточно внушительное расстояние.

Сам пограничный пункт «Баб аль-Хауа» оказался большим и светлым помещением. Хотя я, начитавшись отчетов других туристов, ожидал увидеть сходство с полицейским участком из рекламы.

Приблизительно так выглядят сирийские пограничники
ФОТО: Мое представление о сирийской таможне до ее посещения. Источник: http://www.adme.ru

Единственное опасение, которое подтвердилось, — погранцы не только внешне похожи на свой прообраз из рекламы, но и работают очень медленно. Постоянно о чем-то разговаривают, смеются и отвлекаются от оформления документов. А когда по их помещению, видимо с целью профилактического патрулирования, прошли офицеры с очень большими звездами на погонах, то наши мучители без всяких приказов вскочили с кресел и вытянулись по стойке смирно.

Так как мы получили визы в Киеве (чем удивили пограничников), то лишь заполнили миграционную карту, которую ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно сохранить до выезда из страны. На ней ставится отметка о въезде и она отбирается на обратном пути. Единственный дополнительный вопрос, который нам пришлось долго объяснять пограничникам — город выдачи загранпаспортов. Я раз 5 по слогам диктовал «Ма-ри-у-поль». Намучившись с написанием непривычного украинского названия, пограничник просто скопировал мои данные жене, которая получала документы в другом городе.

В этом же помещении был обнаружен пункт обмена валют, где я обменял 100 долларов на сирийские фунты (СФ), причем по моей просьбе, 500 СФ разменяли мелкими купюрами, а по итогам операции выдали квитанцию. Кажется и курс здесь был самый выгодный из всех операций обмена валюты, произведенных в Сирии. Местные банкноты — в ужасном состоянии. Несмотря на это, их обычно принимают без особых претензий. Лишь однажды продавец шаурмы отказался взять 100 СФ, у которых был оторван уголок, объяснив, что такие купюры принимает только банк. Вероятно, у него есть родственник в местном центробанке, снабжающий свежими новостями, так как другие торговцы об этом правиле не знали и спокойно принимали банкноты любой степени изношенности.

Даже на нейтральной зоне между турецкой и сирийской границей есть несколько полуразрушенных древних зданий. Однако я не решился расчехлить фотоаппарат на этой режимной территории, чтобы сделать несколько снимков.

Вода в холодильнике автобуса, следующего из Турции в Сирию
ФОТО: Главная ценность Ближнего Востока — вода, которая в автобусах предоставляется бесплатно. Единственное фото с границы Турции и Сирии

Визовый контроль прошли все пассажиры автобуса. Даже ребята из Словении, которые не были семейной парой и, судя по всему, их возраст не превышал 25 лет, через 30-40 минут хвастались своими визами, которые на границе имеют вид штампа, а не наклейки, как у нас. Их путешествие по Сирии было распланировано на 3 недели, наше — на 4 дня.

Спустя час нас высадили из автобуса на одной из площадей Алеппо. Выяснить у стюарда откуда автобус стартует обратно в Турцию не удалось, но это было не столь важно, так как мы планировали возвращаться из Дамаска. Впереди нас ждал завтрак и достопримечательности Алеппо: цитадель, Большая мечеть, рынок и другие прелести и «прелести» Ближнего Востока.

Иди! Едь! Лети! — Авторский блог о путешествиях по Украине и миру
Донбасс и Приазовье: туризм, отдых, достопримечательности